среда, ноября 28, 2007

Необычный маркетинг - раздача бесплатного софта

Бесплатный софтКомпания TechSmith начала необычную акцию по бесплатной раздаче предыдущих версий своего софта.

SnagIt - как скачать и получить регистрационный код описано тут. Раздается версия 7.2.5, текущая версия 8.2. Софт позволяет делать скриншоты любых объектов на экране. Программа не заменима для написания хелпа и мануалов - мы использовали до сих пор старую версию 5.

Camtasia Studio - инструкция тут. Раздается версия 3, текущая версия 5. Софт для создания видео презентаций - например, обучаемые демо для продукта.

Любопытно было бы узнать как эта акция в итоге повлияет на уровень продаж TechSmith.

______________________

RSS Подписка на блог

понедельник, ноября 26, 2007

Нужен ли тебе партнер?

Партнерство для стартапаПрочитав пост про совладельцев, я решил прокомментировать некоторые моменты, исходя из нашего собственного опыта софтварного бизнеса.

Автор поста, Дармеш Шах, утверждает, что наличие граммотного совладельца является одним из ключевых моментов для успеха стартапа. И что многие проблемы начинающих компаний с продажами, маркетингом, технической реализацией могли быть решены еще до их появления, если бы с самого начала компания была бы основана правильными совладельцами.

Вам нужен совладелец

Автор говорит, что вам необходим партнер для того, чтобы ”распределить работу и принимать правильные решения”. И да, и нет. Полно примеров, когда софтварная компания была основана одним человеком. Затем, когда объем работы увеличивался, нанимались новые люди.

Совсем другая история, когда твой продукт требует знания какой-то специфики, например, бухгалтерия. В этом случае, если нет денег на оплату услуг консультанта, то решением может быть наличие совладельца, который владеет этими знаниями.

Один из вас умеет программировать

Это к тому, чтобы не аутсорсить разработку продукта на стороне. Зааутсорсить можно бухгалтерию, или разработку дизайна веб сайта для продукта, но аутсорсить разработку основного продукта звучит как не самое верное решение.

Один из вас умеет продавать

Что правда, то правда. В нашем случае у нас есть тот, кто может программировать и есть тот, кто владеет медицинскими знаниями – но нет того, кто бы умел продавать. Но продажи не являются чем-то супер фантастическим и этому можно научиться. Правда, при этом можно набить много шишек.

Хорошо узнайте совладельца прежде, чем начинать бизнес

Звучит логично, только жизнь вносит свои коррективы. Изначально мы начали компанию с людьми, с которыми я был давно знаком, работая бок о бок много лет. Затем, через 6 месяцев, когда мы увидели, что шансы у нашего продукта есть, но нам нужно время, они решили выйти из проекта. А человек, которого я знал только несколько недель, оказался на самом деле не партнером, а мечтой – проекту он посвящает все свое время, помогая решать все проблемы, в том числе и финансовые.

Не совсем понятным для меня остается бизнес с друзьями и родственниками. В случае возникновения каких-то споров и разногласий, дело может кончиться тем, что не будет ни фирмы, ни дружбы. Мой партнер имел печальный опыт, когда его рестораном в Штатах управлял зять (муж сестры). В итоге – денег нет, ресторан закрыт, и в тоже время партнер совсем не уверен, хочет ли он устраивать разбор полетов по этому поводу, рискуя отношениями со своей сестрой и ее мужем.

Совладелец должен быть вам приятен как человек

Тут тоже все ясно. За последний год я провел времени со своим партнером, наверное, больше, чем с женой. И я очень сомневаюсь, что наша совместная работа была бы такой плодотворной, если бы у нас была друг к другу неприязнь. Или если бы у меня была менее терпеливая жена :-)

Ответьте на все неприятные вопросы

Совет для того, чтобы обсудить такие вопросы, как цели каждого из парнтеров, доли в компании, условия выхода и так далее – некоторые вопросы обсуждаются тут (на английском). На русском про партнеров можно почитать в этой статье у Макса Крайнова.

Я думаю, что тот факт, что мы не обсуждали большую часть этих вопросов с моими бывшими партнерами и был одной из причин того, что наши дороги разошлись (только в совместной работе – неформально мы продолжаем общаться, сохранив нормальные отношения). Они были настроены на быструю прибыль и совсем не хотели работать с проектом, который может начать приносить достойный доход только через пару лет.

Эта же статья на английском находится тут.
______________________

RSS Подписка на блог

среда, ноября 21, 2007

Нeпаханое Интернет поле Ближнего Востока

Рост использования Интернет на Ближнем Востоке

На днях появились новости о том, что Google открыл свой офис в Дубае. Здорово найти в словах официального представителя такой компании подтверждение своему субъективному мнению о том, что на Ближнем Востоке активное использование Инернет только-только начинается. По словам управляющего Google этого региона, возможности Интернет только сейчас начинают использоваться компаниями. Понятно, что большие международные конторы имеют и свои сайты, и продажи через Интернет, но в случае со средним и малым бизнесом этого вообще нет.

Еще пару лет назад, только приехав в Дубай, и начав изучать возможности для разработки своего проекта, я с удивлением обнаружил, что тут отсутствуют элементарные сайты, к которым привык дома. А те, что есть, имеют просто ужастный дизайн. Несколько примеров.

Поиск автомобилей

Пример один и пример два. Ничего за два года не поменялось, как было все криво, так и осталось.

Желтые страницы

Сейчас этот сайт выглядит хоть как-то более-менее прилично. Два года назад на него без слез нельзя было взлянуть.

Поиск недвижимости

Не смотря на сегодняшнюю популярность недвижимости в Дубае, довольно сложно найти хороший сайт с большим количеством предложений с описанием и фотографиями. Индивидульные фирмы, как вот эта, имеют свой поиск, но портала, где можно найти большинство предложнией по недвижимости в стране пока не встречал.

Продажа софта

Сайты, наподобие Softkey отсутствуют как класс.

Официальные представительства компаний

Просто примеры некоторых компаний и организаций:


Некоторые из сайтов, похоже, были сделаны чьим-то сыном или дочкой в качестве курсовой работы на начальном курсе колледжа. С одной стороны – грустно, что компании, которые делают совсем неплохой бизнес, имеют такие страшные сайты. С другой – это означает хорошие возможности для тех, кто захочет прийти на рынок веб дизайна. Где-то я читал, как начиналась Студия Артемия Лебедева в России – такой успех можно, очевидно, повторить и на Ближнем Востоке.

Но дизайн дизайном, а тем не менее проектов в Интернет, при желании, тут можно сделать целую кучу, поскольку ниши в местном Интернет еще совсем не заняты. При этом неплохо учесть несколько таких моментов:

1). Для арабов важен личный контакт. Лучше, если вещь можно посмотреть и потрогать перед покупкой.

2). Народу страшно платить кредиткой в Интернет – прямо себя вспоминаю лет 8-9 назад.

3). Терпением надо запастись, пока обычный обыватель будет регулярно пользоваться Интернет сервисами и не бояться платить кредиткой. Терпением и наличностью, чтобы дожить до этого дня :-)

Эта же статья на английском находится тут.
______________________

RSS Подписка на блог

суббота, ноября 17, 2007

Проезжаем Польшу – Часть 2

Дорога в ПольшеПродолжение истории путешествия на велосипедах из Швеции в Китай. Все посты про велосипедную поездку из Швеции в Китай читайте по этому линку.

Вольный перевод со шведского. Статья в оригинале находится тут. Фотографии для этого поста находятся по этому линку.

Пройденное расстояние, описанное в этом посте, можно посмотреть тут.

День 12. ТоруньВлоцлавек. 60 км.

Выехали из города Торунь под ярким осенним солнцем, предварительно позавтракав хлебом, колбасой, сырой и йогуртом. День как день, проехали 60 км, выветрив все промили, оставшиеся после остановки в Торунь :-).


День 13. ВлоцлавекЛенчица. 80 км.

Весь день крутили педали и закончили вечер около отеля Сенатор, где путешественники поставили палатку на поляне при отеле. На ужин было классическое польское блюдо из свинины и картофеля.


День 14. ЛенчицаПабьянице. 70 км

С утра хорошо стартанули, остановившись только в кафе в городе Згеж для того, чтобы выпить кофе и перекусить очередным чизбургером. Это было перед самым городом Лодзь с его ужасным движением и большим количеством древних грузовиков.

Ребята посмотрели город, так как ехать дальше было невозможно с таким движением. (РК: Боюсь, что движение в Польше – это цветочки по сравнению с Ираном или Пакистаном.)

К вечеру каждый из троих затарился по бутылке вина в LIDL (РК: Серьезно подошли к вопросу :-)) и коробкой с кексом :-) и расположились у обязательного вечернего костра.


День 15. ПабьяницеРадомско. 80 км

Едва проснувшись, выехали в сторону красивой деревушки, чтобы позавтракать. Начали ехать по более пересеченной местности и на горизонте стали появляться горы. Обедали в ресторанчике с никудышным сервисом и мрачного вида официантами.

Позже, остановившись на ночевку, пытались развести огонь, но после прошедшего дождика костер имел такой же грустный вид, как и официанты. При всех усилиях огонь чихал и кашлял, как туберкулезный доходяга.


День 16. Радомско – Прадла. 60 км

В одном из местных магазинчиков Нино забыл свои горетексовые перчатки на подоконнике, которых потом, как выяснилось, забрал себе оборотистый водитель из булочной. Перчатки вернулись благодаря одной даме, которая видела, кто забрал перчатки. Мужик был не особо рад, но перчатки вернул. (РК: Я смотрю поляки на ходу подметки режут)

В другом магазинчике ребята познакомились с учителем, который неплохо говорил по-английски и пригласил их в ресторан на другом конце города. Заказали 6 порций Бигос – национальная польская еда из квашеной капусты и мяса. Беседа с учителем была занимательна – обсуждали все, начинаю от автомашин Лада в Польше до Чемпионата Европы по футболу 2012, который будет проходить в Польше и на Украине.


День 17. Прадла – Краков. 80 км

Будильник поставили на 8 утра, так как на следующий день предстояло проехать 80 км по дороге, которая шла по холмам то вверх, то вниз. Завтракали на обочине у тротуара около магазина холодным йогуртом с хлебом. Температура на улице была почти 0 градусов по Цельсию – самое холодное утро с начала путешествия.

За 30 км до Кракова холмы закончились, и дорога пошла вниз. При въезде в Краков на глаза попался магазин ИКЕЯ, где, бросив велики, пацаны понеслись внутрь, ведомые самым классным запахом фрикаделек с картошкой (РК: национальное шведское блюдо. Мы в Дубае тоже частенько заглядываем в Икея, чтобы понастальгировать этим блюдом :-)) с тех пор как Влад Цепеш обзавелся клыками. (РК: Любопытное идиомное выражение. Интересно, это ребята сами придумали, или в Швеции оно часто употребляется?).

После такого шикарного обеда велосипедисты сняли комнату в хостеле Премиум и разукрасили все кругом в красный цвет, развесив спальные мешки сушиться. Шведский флаг тоже повесили на стену :-) . В душе кипались как три речных рака в августе – очевидно, вопросы гигиены в таком путешествии более чем актуальны.

Первое местов для посещения было Stare Miastro, старый город в Кракове, исторический, культурный и туристический центр города. Планы расслабиться пару дней в Кракове, погулять по городу.

Одним словом, путешествие идет по плану. С погодой повезло, хотя иногда с утра дождик стучит по палатке. Все трое чувствуют себя отлично, может быть потому, что приняли решение изменить маршрут, и посетить страны Аравийского полуострова. Из Турции решено направиться в Сирию, Иорданию, Израиль, Саудовскую Аравию, Объединенные Арабские Эмираты (РК: вот тут-то мы их и встретим :-) Остается только решить вопрос с посещением Израиля - в Саудию не пустят, если в паспорте есть израильский штамп), и затем далее на восток. Конечная цель – Пекин – остается неизменной.

Следующий пост будет от сестры одного из велосипедистов из Будапешта, когда велосипедисты проедут Татры, или ”The High Tatras, как их называют сами поляки.

Эта же статья на английском находится тут.

Все посты про велосипедную поездку из Швеции в Китай читайте по этому линку.

______________________

RSS Подписка на блог

вторник, ноября 13, 2007

Анкета о карьерном росте на ITBlogs

ItBlogs опублибликовал анкету о карьерном росте и планах на будущее. Вопросы интересные, заполнение занимает минуту. Заполните, пожалуйста, интересно будет посмотреть на результаты собранной статистики. Анкета тут.

Потенциальный неклиент

Потенциальный неклиент

В добавление к классификации клиентов, сделанной Сергеем, хочется добавить еще одну группу – долб@#бы неклиенты, или те, кто тратит наше время, проявляя заинтересованность, просит прислать им предложения, затем контракт... и ничего не происходит месяцами.

После вчерашнего разговора с таким клиентом (то есть неклиентом) я был очень зол. Ниже упрощенная история общения с этим неклиентом.

Начало августа – они узнали о нас, связались и попросили встретиться, чтобы показать им демо продукта.

Середина августа – встретились, показали, ответили на вопросы. Попросили предложение по цене для того, чтобы интегрировать базу лекарств с их системой продаж в каждой аптеке.

Конец августа - послали им предложение.

Начало сентября – неклиент сообщил, что они планируют купить новую систему продаж, и в данный момент выбирают между MS Navision и Oracle. Для покупки и установки системы им требуется около 6 месяцев.

Через неделю (!!!) – звонят и говорят, что решили оставить прежную систему продаж и попросили прислать им контракт.

Середина сентября – контракт послан. В это время как раз начался Рамадан и поэтому никто активно не работал. Генеральный директор клиента (то есть неклиента), по совместительству и владелец, был недоступен до середины октября.

Середина октября – продолжают отвечать, что им нужно еще немного времени, чтобы ознакомиться с текстом контракта.

Конец октября – сообщают, что они поменяли свои планы, и теперь снова хотят поменять систему. Уже решили, что это будет MS Navision и им нужно еще 10, максимум 14 дней, чтобы заключить контракт с Microsoft.

Начало ноября – говорят, что они не совсем уверены, что им нужен именно MS Navision, и они все-таки хотят выбрать между MS Navision и Oracle. Для этого им нужен как минимум месяц.

Для меня вся эта дискуссия выглядит как полный бардак. Я вижу 4 возможных причины почему такая ситуация возникла:

1). Компания не контролирует то, что происходит в ее ИТ отделе. Решения меняются часто, причем на прямо противоположные. Отсутсвует понимание того, что им необходимо в системе продаж, и, понятно, что покупка нашего софта было бы совсем не к месту.

2). Все переговоры велись с ИТ менеджером компании. Компания находится в Саудовской Аравии, но сам менеджер из Египта. В силу определенных причин, ему не совсем улыбается вернуться в Египет, где зарплаты на порядок ниже, чем в Саудии, по-этому он может элементарно бояться за свое рабочее место. Все эти красивые слова, что вы можете предупредить ваших пациентов о возможных негативных последствиях употребления некоторых лекарств, например, во время беременности, остаются просто красивыми словами, если человек боиться принять решение.

3). Возможно, ИТ менеджер не имеет права принятия решений, но пытается создать впечатление, что это право у него есть – для нас, и для себя, для удовлетворения своих амбиций. Не знаю, специфично ли это для Ближнего Востока, но у нас уже были подобные ситуации. Однажды позвонил менеджер по продажам одной из фармацевтических компаний, и сказал, что принято решение купить 400 лицензий с рекламой их продуктов. После некоторого времени этот менеджер ”пропал”, перестав отвечать на телефон или е-мэйл, а если и отвечал, то кормил завтраками.

4). Может быть мне не хватает терпения – часто мне кажется, что все идет слишком медленно, чем могло бы идти. Возможно мне надо научиться чувствовать тот момент, когда дальше общение с клиентом будет уже бессмысленной потерей времени.

Будем ли мы работать с этим неклиентом, если они в конце концов решат подписать контракт? Все зависит от того, когда это произойдет. Сейчас они были бы нашими первыми клиентами в Саудовской Аравии, так как мы только начинаем работать на этом рынке, и в связи с этим у них было бы много шоколадных вариантов по цене. Судя по тому, что происходит сейчас, у нас может элементарно не хватить ресурсов на новых клиентов через несколько месяцев. И, честно говоря, не хочется связываться с клиентом, который решения меняет на противоположные каждые две недели.

Эта же статья на английском находится тут.
______________________

RSS Подписка на блог

среда, ноября 07, 2007

Маркетинг для программиста

Конференция Business of SoftwareЭрик Синк опубликовал свою презентацию с конференции Business of Software. В оригинале пост находится тут, а презентацию можно скачать по этому линку.

Презентация к тому же является своего рода конспектом многочисленных публикаций Эрика Синка на его блоге о маркетинге и продажах с точки зрения программиста. Рекомендую почитать его архив, если вы работаете в своем стартапе или только планируете основать свою компанию.

Несколько интересных моментов из презентации:

  • Процесс разработки и маркетинка символично изображен в ввиде псевдокода, который выглядит таким родным для разработчика :-)
  • Разработка, как котлета в гамбургере, находится между двух маркетинговых шагов: (1) Стратегия – решить, что разрабатывать и (2) Коммуникации – рассказать всем о своем продукте. Разработчики имеют тенденцию к тому, чтобы концентрироваться на втором шаге, забывая о первом.
  • Программисты далеко не всегда хорошо разбираются в маркетинге и продажах. Но хорошая новость в том, что в мире не так уж и много людей, которые разбираются в этом хорошо.
  • Цитата: Мы думаем от маркетинге и продажах, как о действиях, которые могут ухудшить наше положение, если они плохо организованы, а не как о действиях, которые могут помочь нашей компании, если все сделано грамотно.
  • Пример: компания Эрика Синка переместила более дорогие продукты наверх списка продуктов на своем Веб сайте, и это простое действие увеличило продажи на 30%. Это одно из тех открытий, которые открывают глаза разработчикам на то, что наличие хорошего продукта это не единственная возможность увеличить прибыль.
  • Цитата: "Не идите на компромисс по отношению к качеству своего продукта, но относитесь серьезно к маркетингу и продажам.
  • Тенденция считать плохие идеи хорошими, а хорошие плохими. Как пример, автор приводит продукт своей компании SourceOffSite для удаленного доступа к Microsoft Source Safe. Автор считал идею этого продукта бесперспективной, а в итоге за 9 лет этот софт принес продаж на сумму $14,837,958.17 – в среднем около $1.5 миллиона в год, совсем не плохо.
  • Ваш продукт будет иметь больше шансов на выживание и достойную прибыль, если вы перестанете думать о технологиях и языках программирования, и начнете думать о том, как решить реальные проблемы обычных людей.
  • Отличные цитаты:
Клиентов не волнуeт на каком языке программирования написан ваш продукт.
"Им все равно какие библиотеки вы используете, и какой кайф вы получили, изучая новые вещи.
Они просто хотят решить свои проблемы, и многие из них серьезно раздражены самим фактом того, что эти проблемы необходимо решать с помощью компьютера.
Единственный путь избежать раздражения клиентов и получить их деньги – это сделать отличный продукт, который полностью нацелен на то, чтобы решить их проблемы.
  • Маркетинг – это не черно-белой мир, как мы привыкли, работая с бинарной системой исчисления, в нем очень много оттенков серого. Это отражается, например, на том, что мы думаем о конкуренции – победитель получает все, а проигравший ничего. Но на самом деле нет практически ни одной компании, которая имеет 100% рынка для своего продукта. Игрок под номер 5 или 10 тоже вполне может иметь свой кусок кусок пирога с капустой или бутерброд с икрой.
  • Как результат, для маркетинга и продаж следует задать вопрос ”Сколько людей купят мой продукт?”, а не ”Будут ли мой продукт покупать?”.
  • Не бойтесь конкуренции – если у вас есть идея продукта, который никто и никогда до вас не делал, то скорее всего рынка для этого продукта просто нет. (РК: с другой стороны, иногда бывает совсем наоборот – ссылку не нашел, но, кажется, у Макса Крайнова было в одном из постов про то, что по-настоящему большие деньги живут там, где никто и подумать не мог, что они там вообще есть.)
  • В заключении – сделайте из своей работы с маркетингом и продажами забавную игру, чтобы работа была в кайф. Это не волшебство, доступное только избранным, и этому вполне можно научиться.
Эта же статья на английском находится тут.

______________________

RSS Подписка на блог

понедельник, ноября 05, 2007

Программист против продавца

Прибыль = Продажи + РазработкаЛюбопытно взглянуть на то, как менялось мое отношение к продажам и продавцам, в зависимости на какой стороне стола ты находишься.

Все продавцы – лохи и дaрмоеды

Работая в отделе разработки большого проекта, вряд ли ты будешь когда либо иметь дело с клиентами напрямую, потому что этим занимается другая группа людей, в частности продавцы. В Сименсе у нас была довольно многочисленная команда, работа которой состояла в том, чтобы плотно общаться с клиентами для определения требований к новой версии продукта. Требования эти порой менялись с фантастической скоростью – в пятницу список требований мог быть совсем другим по сравнению с прошедшим понедельником. Понятно, что надо было закрыть сделку поскорее, обещая все, что угодно. Это бесило всех, кто был на разработке, потому что невозможно работать нормально, когда завтра можно будет слить в помойку все, что сделал сегодня. Не надо, думаю, говорить, что мы, мягко говоря, не испытывали пылких чувств к нашим продавцам.

Продавцы - волшебники

После некоторого опыта продаж, я начал думать, что продажа – это какая-то фантастика, доступная только для избранных. Имея только технический опыт, было зачастую не всегда просто поднять трубку и сделать холодный звонок, а потом на встрече показывать демо и аргументировать, зачем клиенту нужен наш продукт.

Продавцы – такие же нормальные люди

В конце концов я осознал, что продажа так же важна, как и разработка – именно так же, а не самая важная. Ты не можешь продать дермовый софт, так же как нет шансов для выживания, если не умеешь или не знаешь как продать свой продукт, даже если он идеален (хотя может и есть умельцы, которые могут регулярно впаривать и плохой продукт). В нашей практике были ситуации, когда мы продавали довольно большое количество лицензий, потому что клиентам нравилась та функциональность в демо, которая еще не была реализована в нормальной версии. В этом случае все планы на разработку просто выкидывались на помойку и новая функциональность меняла свои приоритеты, потому что появился клиент, который хотел эти фичи раньше, чем мы их сами планировали. Получается, порой мы умудрялись продать то, чего еще не было, или было не закончено полностью. Возможно, это хорошо для продавца, но плохо для разработчика, потому что надо перескакивать с текущих задач на новые. Но если эта продажа прокормит стартап в течении еще одного месяца, то планы будут меняться под конкретный заказ.

С другой стороны, реализация какой-либо функциональности открывает новые возможности для продаж. Например, реализация API для нашего продукта, изначально планируемая для внутреннего использования, вдруг вылилась в продажи тем клиентам, которые не хотели использовать продукт в его десктопной версии, а хотели интегрировать со своей существующей системой.


Эта же статья на английском находится тут.

______________________

RSS Подписка на блог

пятница, ноября 02, 2007

Когда денег нет, а пиариться хочется

Реклама

Когда я только прилетел в Дубай, у меня не было ни связей, ни знакомых, которые как-то могли помочь с раскруткой бизнеса. Идеи о том, что делать, были, но не было денег на то, чтобы как-то себя рекламировать. Вернее, деньги тоже были, но тогда я был еще далек от мысли, что можно выложить все деньги из кубышки и поставить их на эту азартную игру под названием ”свой бизнес”. Но как-то заявить о себе и своей фирме надо?

ИТ журналы

Не знаю как это вообще в голову пришло, но в Xing (ранее известный как OpenBC) случайно наткнулся на контакты журналистки из местного ИТ журнала Arabian Computer News (ACN) Послал ей мэйл с предложением написать статью, она переслала мой мэйл редактору, и вот что из этого вышло. Как оказалось, это вообще очень просто – напечатать статью в журнале. Либо на Ближнем Востоке вся компьютерная индустрия вместе с ИТ журналистикой находятся только на начальных этапах своего развития по сравнению с Европой или Америкой, либо это довольно легко напечатать свою статью в ИТ журналах в любой стране – не знаю.

Понятно, что писать статьи только о своих продуктах никто не даст, но по крайней мере светится имя и твое, и компании. После первой статьи было несколько других, это дело желания и интересной темы. А темы тут валяются на земле – уж не думал, что такие избитые темы, как автоматические ночные билды и юнит тесты будут востребованы.

Через журнал ACN нас нашел другой журнал – IT Magazine Middle East, который тоже предложил писать для них. Это всегда пожалуйста.

Медицинские журналы

Так же, как с ИТ, напечатать статьи в медицинских журналах оказалось тоже довольно просто. Демо нашей базы лекарств было еще толком и не готово, когда уже взяли интервью для одного их медицинских журналов. На следующий день после публикации прилетело мыло из Pfizer, одной из крупнейших фармацевтических компаний в мире, с предложением встретиться и посмотреть на продукт. Клиентами нашими они пока не стали, но общаемся регулярно.

Три других медицинских журнала попросили прислать им готовые статьи со скриншотами.

По этим статьям нас нашел наш конкурент, который пока еще не присутствует на Ближнем Востоке, и который даже делал предложение о том, чтобы нас купить.

Участие в конференциях

Конференции в нашем случае – это либо ИТ, как местный GITEX, либо специализированные медицинские, как конференция в Саудовской Аравии в сентябре. Прелесть этих конференций в том, что мало того, что огранизаторы оплачивают поездку на конференцию и проживание для докладчиков (тогда в Саудии я потратил всего лишь несколько долларов на кофе в аэропорту – всегда бы так ездить :-)), но к тому же они предложили на второй день принести 200 СД с демо версией программы, чтобы раздать их участникам конференции. Фантастика, да и только.

Радио

На радио был практически только один звонок – я рассказал про идею базы данных лекарств для Эмиратов и через неделю уже участвовал в передаче. Всегда думал, что на радио попасть – это очень сложно и нереально, а оказалось, что это очень легко.

Еще раз скажу, что с тех пор, как мы затеяли свою фирму, что-то в голове перещелкнуло – раньше мне никогда и в голову не пришло бы, что я смогу и захочу позвонить в какой-либо ИТ журнал и предложить написать для них статью, или связаться с местным радио и предложить им рассказать о наших идеях и проекте в прямом эфире. (Но это не значит, что работа наемным работником - это плохо. Совсем нет.)

В итоге, написание статей и участие в передачах на радио и конференциях получается неплохой рекламой, которая к тому же ничего не стоит – ты продвигаешь фирму, свой продукт, и себя самого. Ясно, что это не реклама в специализированных журналах, когда можно вложить СД с триал версией и описать свой продукт на двух страницах журнала, но тем не менее при более чем ограниченном бюджете на рекламу можно воспользоваться и другими способами для того, чтобы о фирме и продукте узнали потенциальные клиенты и партнеры.

Эта же статья на английском находится тут.

______________________

RSS Подписка на блог