понедельник, января 21, 2008

Местные особенности – когда трудно послать в сад

Никак не послать в садЕсть у нас один потенциальный клиент, с которым мы в первый раз встретились год назад. Тогда они получили диск с демо версией продукта, и мы договорились созвониться через неделю, чтобы обсудить возможность покупки. Но затем начались странные вещи – когда бы мы им не позвонили, они отвечали просьбой перезвонить через неделю, либо были заняты чем-то другим, либо их генеральный был в отъезде, и много разных других отмазок.

Пару недель назад мы снова созвонились, чтобы показать последнюю версию программы. На встрече они спросили, исправлены ли те несколько больших ошибок, которые были год назад. После нескольких наводящих вопросов я вдруг понял, что причина их постоянных просьб перезвонить через неделю-другую в прошлом году была именно в этих багах. Баги эти были в их представлении несовместимы с жизнью программы на их компьютерах.

Мой партнер, араб по происхождению, подтвердил, что такое поведение очень типично для Ближнего Востока – люди избегают говорить негативные вещи прямо в глаза. В нашем случае им было невозможно нам сказать, что программа дерьмо, и давайте валите отсюда, чтобы мы вас больше не видели.

Конечно, тут много народа, кому совсем не сложно отказаться и объяснить почему, даже если при этом им прийдется говорить не самые приятные вещи о продукте. Но если потенциальный клиент постоянно тебе говорит о каких-то проволочках и задержках, то скорее всего есть причина, почему эти проволочки происходят, и скорее всего эта причина в твоем софте.

Эта же статья на английском находится тут.

______________________
RSS Подписка на блог

суббота, января 19, 2008

Не пора ли снова поучиться?

После окончания университета и до недавнего времени периодически приходили мысли о возобновлении учёбы. Это могло бы быть либо PhD, либо MBA.

Но всегда эти мысли заканчивались выводом о том, что эта учёба была бы больше для корочки и красивых слов на визитке.

Несколько лет назад я вдруг оказался в ситуации, когда после понятных и относительно спокойных лет программирования пришлось управлять командой из 7-12 человек, которые к тому же находились в трёх разных странах, разделёных между собой 9 часовыми перелётами. Первая мысль была пойти на какой-нибудь управленческий тренинг. Шеф оказался на редкость мудр, предложив сначала набить шишек на практике, пытаясь вести проект так, как это кажется правильным, и только затем идти на тренинги или курсы. Таким образом позже, во время учёбы, я искал ответы на свои вопросы и попутно укладывал по полочкам и систематизировал в голове полученные знания и опыт.

Те курсы, на которые я ходил, оказались на редкость полезными в этом плане. Если бы у меня не было опыта ошибок, или я пошёл бы учиться только ради корочек, то, думается, толку было бы намного меньше.

Это я все к тому, что сейчас приходит время задуматься над дальнейшей учёбой. Вопросов в голове хоть отбавляй, и новых знаний тоже. Надо их систематизировать.

Прямо в точку, один из моих друзей начал вести свой блог, в котором рассказывает о своём опыте получения докторской степени и работе в университете. Опыт для меня лично интересный, так как это совсем другой мир. Особенно понравился пост А зачем быть доктором наук если есть идея?


Эта же статья на английском находится тут.
______________________

RSS Подписка на блог

вторник, января 15, 2008

Возлюби клиента своего

Возлюби клиента своегоЗа последний месяц читал несколько интересных постов про работу с клиентами. Просто грех не дать на них ссылки.

1). Что можно делать после продажи. Особенно понравилась мысль про повторный контакт с клиентом после покупки. Перекладывая все на наш софтварный случай это может быть мэйл, посланный клиенту, скажем, через пару недель или месяц после покупки. Можно спросить, как работает софт, нет ли каких вопросов или идей для новых фич. До сих пор такого подхода не встречал ни в одной из компаний, у кого покупали софт. Есть регулярные мэйлы с новостями и апдэйтами, но ни одного мэйла в первый месяц после покупки.

2). Клиент ушел не с пустыми руками. Нестандартный подход к клиентам, которые отказались от покупки и попросили вернуть деньги – сделать бесплатный подарок в виде другого своего продукта. Так на самом деле можно попытаться оставить у клиента хорошее впечатление.
Конечно, если впечатление совсем испорчено, то его уже мало чем исправишь, но попытка - не пытка :-)

3). По-моему, великолепный ход послать поздравление клиенту, написанное от руки. Использование специальных шрифтов может быть перебором, а вот на самом деле письмо, написанное от руки, идея хорошая. Интересно, что раньше письма от руки были стандартом, а сейчас это хороший способ выделиться среди пачек отпечатанных посланий.

4). Нужно ли спрашивать у пользователя почему он удаляет свою программу? В этой статье можно почитать про размышления по этому поводу, а вот пример, как добавить страничку с вопросом о причинах сноса программы в Inno Setup. Интересен был бы эксперимент с проверкой числа пользователей, которые снесли программу, и которые оставили комментарии. Правда, всегда останутся за кадром те, кто программу поставил-купил, но перестал пользоваться.

Эта же статья на английском находится тут.

______________________

RSS Подписка на блог

воскресенье, января 13, 2008

Все работы хороши, выбирай на вкус (с)

Все работы хороши, выбирай на вкус (с)

Время от времени читаю посты с обсуждением того, кому на свете жить хорошо что лучше – свой бизнес или наемный труд. Из последнего, что читал – посты Макса Крайнова и Мика.

Сдается мне, что нет однозначного рецепта для всех – свой бизнес и наемный труд идут рука об руку, иначе не было бы у бизнеса работников, и работникам негде было бы трудиться. Это как с местом жительством – вопрос личных предпочтений. Или выбор между большой или маленькой компанией.

Наверное, будет интересно рассказать личные наблюдения из опыта наемного труда и своей фирмы.

Личное время

Наемный труд – по идее, работаешь с 8 до 5 с часовым обедом, остальное твое личное время. Другое дело, что я часто задерживался, но это была моя личная инициатива. За относительно редкими авралами, никто не просил выйти на работу на выходных, или задержаться вечером.

Свой бизнес – первый год личного времени не было вообще. Затем, после рождения малыша, 1.5-2 часовые ежевечерние прогулки, и суббота – семейный день, как результат битвы жены с маньяком-работоголиком мужем, когда комп даже не включаю за редким исключением. Рабочий день в среднем 12 часов. Первый 2х – недельный отпуск был после 1 года и 8 месяцев. Понятное дело с ежедневной проверкой и ответом на мэйлы и несколько дней работы, когда возникла необходимость.

Независимость

Наемный труд – ну да, типа зависимость ”от дяди”. Правда, не понятно, кто от кого больше зависит. В Швеции так просто уволить не могут, разве что совсем бухой на работу прийдешь или фирма закроется. К тому же быть уволенным там – это как выигрыш в лотерею. Полученной компенсации хватит на несколько месяцев жизни на том же уровне, что и имея работу. Плюс социальная защита от государства.

Свой бизнес – как сказал мой бывший шеф перед моим уходом, сейчас тебя имею только я, а в своем бизнесе тебя будут иметь все: клиенты, партнеры, поставщики и так далее. Доля правды в этом есть, как не крути. Причем к политике внутри твоей фирмы добавляется политика в фирмах твоих клиентах.

Год назад один товарищ из официальных органов попросил долю в бизнесе в обмен на помощь в продажах. Товарищ был послан в сад, и совсем недавно выяснилось, что несколько крупных сделок за год сорвалось благодя ему. Враги могут погубить твой бизнес, но иногда невозможно не нажить новых врагов.

Мобильник

Наемный труд – на ночь выключал и спал себе на здоровье.

Свой бизнес – телефон не отключается, так как в любой момент могут ”порадовать” свалившимся на голову геморроем. Это, может и немного надуманная необходимость, но несколько раз за пару лет были звонки ночью или очень ранним утром.

Риски

Наемный труд – увольнение, пожалуй, самый большой риск. С возможными финансовым проблемам добавляется депрессия – каким бы выигрыш в лотерею не был, быть уволеным приятного мало.

Свой бизнес – в случае провала бизнеса возможны выплаты по долгам. Ну и плюс та же депрессия.

Уровень жизни

Наемный труд – есть гарантированная зарплата, на которую и живешь. Уровень жизни определяется этим ежемесячным доходом.

Свой бизнес – поскольку большая часть средств уходит обратно в дело, то на жизнь тратится только то, что действительно нужно, без особых излишеств. Для меня это понижение уровня жизни по сравнению с тем временем, когда я зарабатывал наемным трудом. Понятно, что в случае успешной раскрутки бизнеса, о финансoвых трудностях и не вспомнишь, но гарантий успеха, понятное дело, ни у кого нет.

Карьера и власть

Наемный труд – тараканьи бега по усаживанию на теплое место имеют место быть.

Свой бизнес – пожалуй, никаких карьерных заморочек, если ты в своей фирме один. Если же нет, то возможны сложности в отношениях с партнерами, если все детали взаимотношений не были четко обговорены.

Знания и опыт

Наемный труд – от работы зависит, конечно, но тут как относишься к делу. Даже в скучной работе по написанию и отладки сетапов можно найти свои прелести и чему-то научиться.

Свой бизнес – новые знания, беспорно, не иссякают. Учишься вести бухгалтерию, общаться с людьми, вести переговоры и многое-многое другое.

Кстати, фраза ”работа на дядю” приобретает какой-то негативный оттенок. А зря. Это выбор огромного числа людей, которые хотят жить относительно спокойно, не заморачиваясь мыслями о том чем платить по счетам в конце месяца, и ничего в этом плохого нет.

Для меня лично свой бизнес – это как игра. И хочется, и страшно :-)


Эта же статья на английском находится тут.

______________________

RSS Подписка на блог

воскресенье, января 06, 2008

Эксперимент со статистикой

Статистика

В конце ноября моему партнеру пришла в голову интересная мысль – показать пользу от продукта, собрав статистику ошибок в медицинских рецептах. За пару недель собрали и ввели в систему примерно 800 рецептов и запустили проверку на ошибки – есть такая фишка в медицинском софте, clinical check называется, проверка лекарств на совместимость. Интересные вещи выяснились – 16% рецептов имеют довольно серьезные ошибки, в том числе и те, от которых пациент может умереть или стать инвалидом. В общем-то, процент ошибок оказался примерно таким же, как и в Штатах. Правда, 10 лет назад.

Любопытной оказалось реакция на эту статистику. В начале декабря в Эмиратах была конференция, посвященная медицинским ошибкам, ну и понятное дело, что там мы и рассказали о наших результатах. В итоге, за последние недели декабря была напечатана одна статья в англоязычной газете, и в арабской. В последней затем напечатали еще одну большую статью. Пара других газет отзвонились, чтобы договориться об интервью. И это при всем при том, что журналисты сами на нас выходят, мы еще не посылали имформацию в специализированные журналы.

Тут еще один момент есть – не поссориться с Министерством Здравоохранения. Они ребята в повседневной работе хоть и медленные, но когда надо, начинают очень шустро двигаться. Важен акцент – ошибки были, есть и будут, но главное какие шаги предпринимаются для их уменьшения. И вот у нас и решение готово, пользуйтесь на здоровье :-)

Трудно сказать, как вся эта статистика повлияет на продажи. По крайней мере все публикации можно показать клиентам, настоящим и потенциальным. Плюс для страховых компаний подсчитать потенциальный убыток от ошибок. Один из местных университетов высказал желание сделать более маштабное исследование и проанализировать 20 тысяч рецептов. Вот там будут совсем интересные данные. Так что будем продолжать экспериментировать дальше.

Эта же статья на английском находится тут.

______________________

RSS Подписка на блог