воскресенье, сентября 23, 2007

Лицензирование вашего продукта

Четвертый пункт статьи Эрика Синкa (на английском) напомнил мне о наших дискуссиях на тему как должно работать лицензирование нашего продукта. Я считал, что это должно быть простым и понятным, так как тот, кто захочет сломать программу, рано или поздно это сделает, какую бы навороченную защиту вы не реализовали. В нашем разговоре участвовал профессор с местного университета, с факультета фармацевтики. Он высказал такой интересный момент, специфичный для Ближнего Востока. Доктора и фармацевты не привыкли покупать многие вещи, так как они получают их бесплатно ввиде презентов от фармацевтических компаний, которые из кожи вон лезут, чтобы разрекламировать свои лекарства. Большинство медицинских журналов тоже бесплатно. Это, кстати, не только в медицине здесь такое цветение халявы – в Дубае очень много бесплатных вещей, начиная от журналов-газет и кончая семинарами и тренингами. Журналы, понятно, живут за счет рекламы.

В итоге, наличие стольких бесплатностей для доктора делает для него совсем непонятным принцип лицензионного программного обеспечения. Если он получает, скажем, диск с программой от представителя фармацевтической компании, то почему бы не дать коллеге попользоваться этой программой? Для тех, кто продает лицензионный софт для медиков – это настоящая головная боль, потому что как только один врач получит интересную программу, то многие из его коллег вскоре установят себе ее ”специальную версию”. То есть нелицензионную копию.

Результат нашего разговора с профессором вылился в решение сделать активизацию продукта. Как все это работает. Когда врач получает свою демо версию, то он может пользоваться всей функциональностью программы в течении 15 дней. Затем – либо покупка лицензии, либо продолжать использовать сильно урезанную функциональность программы.

Все сгенерированные лицензии хранятся в базе данных. Когда пользователь вводит лицензионный ключ, программа вызывает веб сервис, который помечает лицензию как активированную. Все попытки активировать эту же самую лицензию с другого компьютера будут безуспешными.

Такой подход работает с 9 из 10 наших клиентов – у кого хотя бы dual-up есть. С остальными – активизация по телефону.

Понятно, что реализация логики лицензирования и активизации для клиента не имеет абсолютно никакой ценности – но тем не менее усилия по их реализации необходимы, особенно если ваш продукт продается на рынке, где сильны традиции использовать ”специальные версии” программного обеспечения.

5 комментариев:

Анонимный комментирует...

Прежде чем такое делать, я бы порекомендовал сделать просто отсылку ключа на веб-сайт продукта. Так хоть можно примерно оценить есть ли необходимость в активации (т.е. оценить как часто повторно используют ключ).

Roman комментирует...

А чем это отличается от отсылки ключа на сайт и возврате true/false как результат, прошла активизация или нет?

Roman комментирует...

Вспомнил такой случай по весне. Клиент заказал 5 лицензий для своих аптек. В аптеках Интернате не было совсем. В тот день как раз у нас случились перебои с Интернетом. То есть сайлз активировал лицензии по телефону, но в базе на веб сайте они не были помечены активированными. Когда на утро Интернет появился, обнаружилось, что 3 из 5 лицензий уже активированы - это значит, что работники аптек активировали их у себя дома.

Анонимный комментирует...

> А чем это отличается от отсылки ключа на сайт и возврате true/false как результат, прошла активизация или нет?

Тем, что в любом случае программа даст себя зарегистрировать (независимо от того есть ли интернет и не использовался ли этот ключик ранее).

Т.е. не спешить сходу вопрос ребром ставить. :)

Кстати, для софта общего назначения не факт, что есть смысл (судя по опыту некоторых людей в SWURS/ISDEF) - доход как-то существенно поднять не удалось, насколько я помню.

Roman комментирует...

Для софта общего назначения мы бы и не стали делать активизацию. Просто у нас специфический продукт и специфический регион :-)