Пост Макса Крайнова напомнил мне о встречи с одним из менеджеров из крупнейшей организации здравоохранения в Эмиратах. Мы встретились и, как обычно, обменялись визитками. Я рассказал о нашем проекте, он задавал много вопросов. Пока он меня слушал, он использовал мою визитку как зубочистку. Причем ковырялся он не только в передних зубах, но и в жевательных. Мне, в общем-то абсолютно параллельно, что он там делал с моей визиткой, просто любопытно было бы узнать из какой деревни этот дядя приехал.
Вопрос о правилах хорошего тона в обращении с визитками приводит к вопросу о деловой этике вообще на Ближнем Востоке. Вот несколько комментариев из моего опыта.
Ответы на е-мэйлы
На мэйлы отвечать не принято. Если вы посылаете предложение потенциальному клиенту по е-мэйлу, то вы просто теряете свое время. Е-мэйлы обычно читают, но не отвечают, так этот вид общения, по видимому, не рассматривается как официальный, как, например, телефонный звонок или встреча. Иногда на е-мэйлы все-таки отвечают, но очень часто это занимает дни, а то и недели.
Если у вас уже есть какие-то контракты с конкретной фирмой, то они, конечно, вам ответят, и вообще все общение будет проходить проще и легче, так они уже ваш клиент.
Корпоративные Е-мэйлы
Такое ощущение, что большинство людей в ОАЭ используют свои личные е-мэйлы на Yahoo или Hotmail для рабочих целей. В порядке вещей увидеть такой личный е-мэйл на визитной карточке у человека, который работает на крупную компанию, или государственную организацию, такую как Министерство Здравоохранения.
Важность личной встречи
Это самый важный способ общения на Ближнем Востоке. Телефонные звонки – дело неплохое, но только для того, чтобы договориться о встрече. У нас есть один потенциальный клиент в Саудовской Аравии. Они видели нашу программу, тестировали ее в течении 2х-недельного срока демонстрационной версии. Мы получили от них позитивные отзывы и интерес купить софт для всех их врачей. Им понравились суммы в предложении. Но они также сказали, что они не будут принимать окончательное решение до тех пор, пока они лично с нами не встретятся.
Другой пример – наш клиент в Фуджейра (это другой Эмират в ОАЭ, около 100 км от Дубая). Это маленькая аптека с одним компьютером. Они хотели купить нашу программу, но перед этим хотели встретиться. В итоге ты едешь за 100 км, чтобы продать программу ценой в $135.95.
Роль корпоративного веб сайта
Такое ощущение, что факт наличия веб сайта у компании никого не волнует. Звучит странно и непревычно. В свое время мы потратили кучу времени и энергии, чтобы наш сайт выглядел более-менее приличным, и я был сильно удивлен, что это практически никакой роли не играет, так как потенциальные клиенты и партнеры судят о тебе исходя из личной встречи.
Вполне возможно, что наш сайт помог нам в том, что клиенты видели, что мы реальная фирма с реальными контактными данными, но я не уверен, что кто-либо из наших клиентов когда-либо вообще заглядывал на наш сайт. Вместо этого через наш сайт нас нашли несколько интересных партнеров и просто полезных контактов из Европы и Штатов.
Но такое своего рода безразличие к наличию у компаний сайтов должно вскоре измениться. В последнее время все больше и больше клиентов спрашивают где они могут почитать о нашем проекте в Интернет. Пока нигде – но работа уже идет. Пусть это и не приоритет номер 1 для нас создать веб сайт нашего проекта, но в течении нескольких месяцев он должен быть готов.
Визитные карточки
Как уже сказано, народ время от времени не знает, что им делать с вашими визитками во время встречи. Один раз я увидел, как моя визитка используется в качестве зубочистки - но это скорее исключение и просто элементарно дурной тон. Но время от времени вы будете обнаруживать, что ваша визитка осталась на столе после встречи.
среда, сентября 19, 2007
Деловой этикет
Запостил Roman в 10:08
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
5 комментариев:
Честно говоря за два года жизни там такого не встречал. Хотя работал не в сфере софта, а в сфере железа, но, думаю, и там верно то же правило - практически все сотрудники ИТ-сферы в Эмиратах - индусы, реже - пакистанцы. А у индусов правила работы вполне обычные, без экзотики. Разве что тормоза они страшные - это да. И обещания очень плохо держат. В их среде очень прижилось местное "иншалла", то есть они тебе обещают, но с присказкой "иншалла" - вроде "уж как бог подаст". Вот такое у меня впечатление сложилось от работы там )
Игорь, а что конкретно вы не встречали - ковыряние в зубах вашей визиткой? :-) Это, я думаю, редкость в любом случае.
Иншалла, в моем понимании, это "может быть, но скорее всего наврядли". Дословный перевод, точно, соответсвует нашему "как Бог даст", но на деле надо делать железный фоллоуап, иначе ничего не произойдет.
Не встречал столь невнимательного отношения к визиткам, в том числе ) Насчет имэйлов - у большинства либо на домене компании, либо на Этисалате. А по поводу "иншалла", по-моему, пугаться не стоит. Водители-мусульмане даже обижаются, когда их спрашиваешь о времени, за которое они тебя довезут - ведь все в руках Аллаха, так что "бог даст - доедем" )
Насчет личных встреч - все правда. Особенно когда что-то нужно стребовать - маст ехать )
Просмотрел ваше слайдшоу, испытал легкое чувство ностальгии. Хорошо там временами, да )
Хорошо особенно сейчас - жара спала и море попрохладнее стало. А вообще, хорошо там, где мы есть! :-)
спасибо за блог,я как раз делаю презентацию о бизнес-этикете в оаэ,помогла ваша инфа)
Отправить комментарий